Стоматит у детей: причины, симптомы и способы лечения

Стоматит у детей представляет собой воспаление слизистой оболочки ротовой полости, которое имеет аллергическое или инфекционное происхождение. Проявляется локальными симптомами и нарушением общего состояния. Стоматолог осматривает полость рта, чтобы распознать стоматит и его этиологию, а также проводит дополнительные лабораторные тесты. При лечении применяется местная обработка ротовой полости и системная этиотропная терапия.

Причины

Слизистая оболочка ротовой полости сильно зависит от того, какие внешние воздействия на нее оказывают, а также от внутренних факторов. На первом месте по распространенности стоят вирусные стоматиты, 80% которых составляет герпетический стоматит. Реже такие поражения развиваются на фоне кори, ветрянки, краснухи, гриппа, мононуклеоза, ВИЧ-инфекции и прочих.

Если говорить о грибковых поражениях, то у грудничков обычно диагностируют кандидозный стоматит, который возникает в результате иммунодефицита, сахарного диабета, длительной терапии сульфаниламидными или антибактериальными препаратами.

Бактериальные стоматиты могут вызвать стрептококк, стафилококк, возбудители гонореи, дифтерии, сифилиса, туберкулеза. Симптоматические стоматиты у детей могут быть связаны с заболеваниями ЖКТ, кровеносной системы, заражений глистами.

Травматический стоматит бывает связан с механическими травмами ротовой полости игрушками, соской, в результате прикусывания щеки, губ, языка, чистки зубов, ожога ротовой полости пищей, повреждение слизистой при выполнении стоматологических манипуляций.

Аллергический стоматит развивается в качестве реакции на местное воздействие аллергена.

Есть факторы, которые могут способствовать развитию стоматита у ребенка: недоношенность, скопление зубного налета, несоблюдение правил гигиены, кариес, частая общая заболеваемость, ношение брекетов, дефицит микроэлементов и витаминов, применение лекарств, которые меняют микрофлору полости рта и кишечника.

Классификация

Стоматиты у детей условно делятся на грибковые, вирусные, бактериальные, аллергические, медикаментозные, травматические, симптоматические и остальные. По критерию глубины воспаления делятся на простые (катаральные), везикулярные, фиброзные (афтозные), гангренозные (язвенные).

По выраженности симптомов можно выделить тяжелую, среднетяжелую и легкую форму:

• Легкая форма не сопровождается какими-то признаками интоксикации, а местные проявления ограничиваются несколькими элементами, довольно быстро исчезающими.
  • Среднетяжелая степень сопровождается развитием интоксикации, а также множеством высыпаний на слизистых ротовой полости.
  • Тяжелый стоматит сопровождается сильно выраженной интоксикацией.

У детей стоматиты могут протекать остро, хронически, рецидивирующе.

Каждый вид стоматита имеет определенные особенности течения.

Вирусный стоматит у детей

В качестве основных признаков заболевания можно назвать возникновение на слизистой ротовой полости пузырьков, которые быстро вскрываются, а на их месте потом образуются небольшие эрозии в форме овала или круга, покрытые налетом. Эрозии и везикулы имеют вид отдельных элементов либо сливаются в единый дефект. Они болезненные, обычно располагаются на фоне ярко гиперемированной слизистой оболочки языка, неба, щек, гортани и губ. Местные проявления сочетаются с остальными признаками инфекции, которая вызвана данным вирусом (интоксикация, лихорадка, сыпь на коже, конъюнктивит, диарея, насморк, рвота и прочими.

Кандидозный стоматит у детей

Специфические местные симптомы развиваются после чрезмерной сухости слизистой, ощущений жжения и неприятного привкуса во рту, появления запаха изо рта. Груднички при приеме пищи могут капризничать, отказываться от бутылочки или груди, беспокойно себя ведут, плохо спят. На внутренней стороне губ, щек, на деснах и языке образуются мелкие точки белого цвета, которые сливаются и образуют творожистый налет. Если это тяжелая форма поражения, то налет становится грязно-серым, плохо снимается со слизистой, обнажает поверхность с отеками.

Повторяющиеся эпизоды кандидозного стоматита у детей часто становятся свидетельством наличия других серьезных заболеваний – ВИЧ, лейкоза, сахарного диабета.

Бактериальный стоматит у детей

Самым частым видом бактериального стоматита можно назвать импетигинозный стоматит. Его можно распознать по таким признакам: слизистая ротовой полости окрашивается в темно-красный цвет, на поверхности есть эрозии, образуются желтые корочки, губы склеиваются, слюноотделение повышено, есть неприятный запах изо рта, повышается температура.

Если речь идет о дифтерийном стоматите, то во рту образуются фиброзные пленки, снятие которых приводит к обнажению поверхности с воспалением и кровотечением. Если это скарлатина, то на языке образуется плотный белесый налет, а его удаление приводит к окрашиванию языка в малиновый цвет.

Гонорейный стоматит у детей чаще всего сочетается с гонорейным конъюнктивитом. Ребенок может оказаться инфицирован при прохождении по зараженным родовым путям матери. Оболочка языка, неба, губ окрашивается в ярко-красный цвет, есть эрозии с выделением желтоватого экссудата.

Афтозный стоматит у детей
Это заболевание инфекционно-аллергической природы, которое может часто давать рецидивы. Обычно встречается у детей, возраст которых больше 4 лет. Ребенок может стать капризным, раздражительным, вялым, жаловаться на боли во рту. На слизистой образуются участки эпителия с некрозом, а на них формируется дефект округлой формы, поверх которого имеется фиброзный налет. При угасании стоматита стихают воспаления, а дефект покрывается новым слоем эпителия.

Обострение заболевания может случаться 1 раз в 2 года или более двух раз в год. Хроническая форма сопряжена с аллергиями, патологиями ЖКТ, аномалиями конституции.

Диагностика

Для постановки диагноза стоматита у детей обычно нужны эпидемиологические данные, клиническая картина. Для этого обращаются к педиатру или детскому стоматологу. Чтобы определить, кто оказался возбудителем стоматита, требуется провести бактериологические, цитологические, иммунологические, вирусологические, ИФА и ПЦР исследования.

Если имеют место упорные кандидадозные стоматиты у детей, то нужно сделать анализ крови на глюкозу, а также проконсультироваться с детским эндокринологом. Хронический афтозный стоматит требует проведения консультации у детского аллерголога-иммунолога, гастроэнтеролога, проведения анализа кала на яйца гельминтов, лямблии, дисбактериоз, УЗИ брюшной полости.

Лечение

При лечении обязательно учитываются особенности заболевания, а терапия может быть общей и местной. Любая форма стоматита сопровождается соблюдением диеты, при которой важно исключить прием пищи, способной раздражать слизистые. После каждого приема пищи ротовую полость нужно полоскать антисептиками или травяными отварами, пока признаки заболевания не будут устранены.

Терапия вирусных стоматитов сопровождается нанесением аппликаций местноанестезирующих средств, противовирусных препаратов (ацикловир наносится местно в виде мази и принимается внутрь), противовоспалительные гели (в составе которых есть метронидазол), иммуномодуляторы.

Кандидадозный стоматит нужно лечить посредством смазывания ротовой полости раствором борной кислоты или соды после каждого кормления, чтобы формировать щелочную среду.

При бактериальной форме назначают местные и системные антибиотики, которые подбираются в зависимости от чувствительности микроорганизмов.

При местном лечении афтозного стоматита обязательно нужно обезболивание слизистой оболочки ротовой полости гелями и эмульсиями с анестезирующим эффектом, обработку протеолитическими ферментами и антисептиками, УФО слизистой. Чтобы эпителизация слизистой проходила в ускоренном режиме, наносится масло облепихи, шиповника, поливинокс.

Для общей терапии используются иммуностимулирующие, десенсибилизирующие препараты, витамины. Профилактика рецидивов стоматита у детей должна быть с обязательным устранением первопричины заболевания.

Профилактика

Для профилактики требуется полностью исключить микротравмы, соблюдать требования гигиенического ухода за ротовой полостью, лечить патологии, которые есть в организме. Начиная с прорезывания первых молочных зубов, нужно регулярно посещать стоматолога, чтобы проводить профилактические мероприятия. Чистка зубов у детей проводится с использованием специальных зубных паст.