Причины воспаления десен, способы их лечения

воспаление десен

Под воспалением десен скрываются поверхностные и глубокие воспалительные процессы. Такая проблема в той или иной степени встает перед каждым, а при отсутствии должного внимания к состоянию ротовой полости могут возникнуть осложнения вплоть до утраты здоровых зубных единиц. Важно не просто вовремя распознать начало процесса, но и оценить его глубину распространения, обратиться к стоматологу за квалифицированной помощью, чтобы предупредить осложнения.

Причины возникновения

Причины воспаления десен могут быть различными. Чаще всего это связано с нерегулярной или неправильной гигиеной ротовой полости. зубной налет скапливается, а патогенная флора размножается, что становится причиной воспалительных реакций. Если не пользоваться зубными нитями и ополаскивателями, а также применять щетки с неподходящей щетиной, то это станет причиной того, что в промежутках между зубами останутся частицы еды, служащие питательной средой для микроорганизмов.

Мягкий налет скапливается, постепенно превращаясь в твердый – зубной камень. Он ускоряет размножение бактерий, а острые края образований наносят травмы мягким тканям, из-за чего возникает реактивное воспаление.

Есть и иные факторы, усугубляющие ситуацию:

• Ослабление иммунитета человека: после перенесенной операции, инфекции, при наличии системных заболеваний;
  • Снижение местных защитных сил из-за травмы: повреждение щеткой, ортопедической или ортодонтической конструкцией, острыми краями коронок зубов или пломб;
  • Ослабление тканей, связанное с термическими или химическими ожогами;
  • Дефицит витаминов Д и группы Б, а также иных микроэлементов;
  • Патологии, связанные с эндокринной системой;
  • Вредные привычки;
  • Прием определенных препаратов: средств для нормализации артериального давления, контрацептивов, антибиотиков, антидепрессантов и прочих.

Если десны воспалились, то требуется определить, по каким причинам возникло такое состояние. При обращении к стоматологу важно донести до него информацию обо всех перенесенных вмешательствах и полученных травмах. Если причина будет устранена, то это позволит предупредить рецидивы заболевания.

Виды воспалений десен

В области десен воспалительные процессы бывают двух видов: гингивит и пародонтит. Гингивит представляет собой поверхностное воспаление, которое сопровождается тем, что патологический процесс протекает с участием зубодесневых соединений. Для зубов это не опасно, так как заболевание не вызывает их подвижность. Гингивит бывает:

• Десквамативный: отличается заметной краснотой и слущиванием верхнего слоя тканей десен, на которых есть воспаления.
  • Гипертрофический: зубодесневые сосочки увеличиваются в размерах, а их цвет меняется. По объемам разрастания десны можно определить степень тяжести заболевания.
  • Атрофический: объем десневых тканей уменьшается.
  • Язвенный: при воспалении возникает сильный зуд, а на деснах образуются язвы.
  • Острый некротизирующий: сопровождается отмиранием тканей.
  • Острый катаральный. Характеризуется отечностью, краснотой, кровоточивостью десен.

Если не оказать помощь вовремя, то это может стать причиной перехода воспаления из острого в хроническое, а также стать причиной развития пародонтита. Это заболевание характеризуется тем, что воспаление распространяется на глубоко расположенные ткани, которые связывают корни зубов с костной структурой. Десна может отслаиваться от зуба, образуется десневой карман, в котором скапливается мягкий налет, остатки пищи, что осложняет ситуацию. В качестве осложнений пародонтита можно назвать подвижность зубов и гнойные процессы.

Основные проявления и симптомы

О наличии и развитии воспаления десен можно судить по совокупности симптомов:

• Отечность и покраснение десен;
  • Мягкие ткани стали чувствительными;
  • Возникает кровоточивость;
  • Поверхность десен рыхлая;
  • Изо рта есть неприятный запах.

Имеются специфические проявления: если это запущенный пародонтит, то возникают выделения гноя, иногда поднимается температура тела. Язвенный гингивит сопровождается наличием изъявлений. Атрофический гингивит приводит к обнажению шеек зубов, появлению излишней чувствительности к горячему и холодному.

Где локализуется воспаление

Воспалительные процессы могут отмечаться в конкретном участке. Например, при воспалении десны возле 1-2 зубов можно говорить о локализованном гингивите, периодонтите или травме.

Пациент ощущает боль при надкусывании и надавливании, иногда образуется шишка на десне, десневой карман отекает. Развитие воспаления обнажает шейку корня, зуб становится подвижным. Причина может заключаться в абсцессе, который развивается около зубного корня, либо протез, травмирующий десну.

Диагностика

Если есть воспаление на десне, то требуется обратиться к стоматологу. Пародонтолог занимается лечением заболеваний пародонта, но стоматолог-терапевт способен диагностировать многие воспалительные процессы, а также оказывать первую помощь. При диагностике используется несколько методов:

• Визуальный осмотр. Оценивается состояние десны, иногда выявляются причины воспаления: кариозные образования, сколы и трещины эмали, неправильно установленные конструкции.
  • Опрос. Собирается анамнез, оценивается образ жизни, перенесенные заболевания.
  • Исследование с помощью инструментов. если есть пародонтальные карманы, то обязательно оценивается их глубина, для чего используется зондирование.
  • Рентгенография, ортопантомография. Такие методы нужны для определения степени тяжести пародонтита, глубины патологий.

Иногда нужно провести бактериологические посевы для определения возбудителя, спровоцировавшего воспаление.

Методы лечения

При разработке схемы лечения десен применяется индивидуальный подход, в зависимости от выявленного заболевания, степени выраженности патологии и общего самочувствия. Имеется несколько методов терапии, условно разделяемые на системные и местные способы воздействия.

Полоскание рта

Этот способ рекомендован в качестве профилактики заболеваний, но средства, которые используются для лечения, отличаются по действию и составу. Посредством полоскания можно решить многие задачи: устранить остатки пищи и мягкий налет на зубах, снизить выраженность неприятных симптомов, препятствовать размножению болезнетворных организмов. Рекомендовано пользоваться аптечными средствами, а не готовить растворы самостоятельно. Врачи назначают такие вещества:

• На базе хлоргексидина;
  • На основе противомикробных растительных компонентов;
  • Растворы с добавлением этилового спирта.

Самостоятельно раствор приготовить довольно сложно, так как требуется соблюсти дозировку, обеспечить концентрацию вещества, каждый раз готовить свежую порцию.

Средства местного действия: мази, гели

Нанесение гелей и мазей обеспечивает продолжительное воздействие. У большинства аптечных средств нет выраженного системного действия. Есть несколько видов таких лекарств от воспалений:

• Противовоспалительные. Они содержат антибактериальные препараты, антисептики, например, метронидазол.
  • Заживляющие, регенерирующие. В их составе есть репаранты и регенеранты, которые стимулируют восстановительные процессы в тканях.
  • Противогрибковые. Специфические средства, которые реже используются в стоматологической практике. Их назначают при грибковой или сочетанной инфекции.
  • Обезболивающие. Определенные мази содержат лидокаин и остальные местные анестетики, позволяющие эффективно справиться с зудом, болью, повышенной чувствительностью.

Обычно средства назначают комбинированные, в составе которых есть несколько компонентов, чтобы ускорить и упростить лечение.

Зубные пасты

Они не могут использоваться в качестве самостоятельного способа лечения воспалений десен. Но их рекомендуют в качестве дополнения к основному терапевтическому курсу. В составе паст могут быть такие компоненты:

• Экстракты трав, имеющие противовоспалительный и иммуномодулирующий эффект;
  • Минеральные соли;
  • Антисептические компоненты;
  • Противокариозные компоненты.

У таких паст почти нет абразивных частиц или они имеют очень малые размеры. Это обеспечивает мягкое очищение зубов без травмирования поверхности эмали и мягких тканей. Допускается применение таких паст не более 6 недель. Постоянно ими пользоваться нельзя.

Препараты системного действия

Врач решает, какие медикаментозные препараты будут использоваться для лечения десен. В определенных случаях недостаточно местного воздействия, поэтому назначаются лекарства для приема внутрь:

• Антибактериальные. Назначают при генерализованных формах воспаления. антибиотики широкого спектра нужны при неуточненной инфекции, узкого – при выполнении некоторых бактериологических исследований. Принимать их нужно исключительно по назначению врача в точной дозировке.
  • Противогрибковые. Врач их назначает при грибковой инфекции ротовой полости.
  • Иммуномодуляторы. Их могут назначить в качестве самостоятельного средства или в составе комплексной терапии.
  • Антигистаминные препараты. Снимают отек, убирают аллергические реакции, предупреждают появление нежелательных реакций на другие лекарства.

Дополнительно к базовому курсу лечения назначают витаминно-минеральные комплексы.

Клинические лечебно-профилактические мероприятия

Если воспаление десны случилось после лечения зуба, установки коронки или иной конструкции, то рекомендовано обратиться к лечащему врачу. Часто коррекция коронки или пломбы, полировка или шлифовка устраняют причины воспаления.

Есть несколько вариантов, которые может порекомендовать врач при появлении воспалений:

• Профессиональная гигиена ротовой полости. Даже здоровые люди должны делать чистку зубов у гигиениста.
  • Физиотерапия. Имеется несколько видов процедур, которые обеспечивают закрепление результатов базового курса лечения.
  • Дарсонвализация используется при отсутствии гнойных процессов. Токами высоких частот воздействуют на ткани, чтобы улучшить кровоснабжение и справиться с проблемой.
  • Электрофорез – ток совмещен с лекарственными препаратами.
  • Массаж – на ткани воздействуют посредством вакуумного аппарата.

Обычно физиотерапия проводится курсом не менее чем из 5 сеансов.

Отзывы о стоматологии MGClinic в Москве