Кариес зуба мудрости: причины появления, симптомы

Кариес зуба мудрости

Кариес – это самое распространенное заболевание полости рта. Встречается у 98% людей на планете. Он может поразить любые зубы, но особенно восьмерки. Обычно болевые ощущения в крайнем зубе челюсти застает врасплох, так как какие-то патологические изменения в этой зоне оказываются почти незаметными. Далее будет рассказано о том, какими особенностями обладает данное заболевание, а также о подходах к его лечению. Будет определено, в каких случаях зуб мудрости требуется удалять, а не лечить.

Особенности

В ходе первичного осмотра стоматолог-терапевт определяет, как дальше поступить: лечить зуб мудрости пациента или просто удалять его. План лечения зависит от совокупности факторов, в числе которых степень разрушения дентина, эмали, воспаление пульпы (если оно есть), степень открывания рта для осмотра пациента и необходимых манипуляций.

При сравнении зуба мудрости с остальными можно видеть некоторые отличия, состоящие в расположении и степени склонности к образованию кариеса. Обычно зубы мудрости вырастают в период с 18 до 25 лет, однако в некоторых случаях они не появляются совсем. Кариес на них может образоваться по тем же причинам, что и на остальных зубах. Бактерии, которые присутствуют в налете на зубах, провоцируют различные процессы. Возникновению кариеса способствуют:

• Неправильная гигиена полости рта, недостаточно частая чистка зубов;
  • Предрасположенность к формированию кариеса (генетическая);
  • Избыток в рационе продуктов, насыщенных простыми углеводами;
  • Зубы мудрости изначально неправильно расположены.

Определенные люди сталкиваются с таким явлением, как прорезывание этих зубов частично. В этом случае часть находится над десной, где скапливаются вредные бактерии. Такие условия для развития кариеса считаются благоприятными. Вне зависимости от того, какими были первоначальные причины возникновения заболевания, пациент сталкивается с большим количеством проблем. Чем раньше начнется лечением, тем меньше будет урон, нанесенный зубной эмали и общему состоянию человеческого здоровья.

Какие возникают симптомы

На ранней стадии развития кариес практически незаметен. От степени поражения зуба зависит, какие симптомы будет отмечать пациент:

• На ранней стадии почти нет симптомов. Стоматолог может заменить полость при осмотре моляра, не выходящую за пределы зубной эмали. Человек не страдает от болевых ощущений, так как нервных окончаний на этой части зуба нет.
  • Средний кариес сопровождается возникновением боли у пациента при употреблении холодных, сладких или горячих продуктов. Возникает кратковременная боль, которая исчезает при устранении ее причин. Осмотр показывает наличие умеренной полости, в которой есть размягченный дентин. При зондировании полости стоматологом пациент жалуется на боли.
  • Глубокий кариес сопровождается постоянной болью, которая возникает даже при небольшом воздействии на зуб. Осмотр показывает наличие глубокой полости, зондирование которой сопровождается возникновением боли.

При наличии у пациента систематической боли в зубе мудрости при отсутствии явных раздражителей можно говорить о том, что кариес уже проник внутрь, спровоцировав воспалительный процесс в пульпе зуба.

Можно ли вылечить кариес зуба мудрости?

Если рассматривать классификацию кариеса восьмерок, то она аналогична той, что используется для всех остальных зубов. На виды поражений влияет несколько факторов, в частности, степень поражения, место расположения и зона патологии. Кариес делится на виды соответственно тому, где расположена область патологии:

• Фиссурный. Встречается чаще всего, тяжело диагностируется. Его скрытая опасность заключается в том, что постепенно он поражает скрытые зубные структуры. Фиссуры – это термин, определяющий борозды, имеющиеся на жевательной поверхности восьмерок. Если они залегают глубоко, то не получится избавиться от них традиционными способами.
  • Межзубный. Такая форма поражает пространство, которое имеется между зубами. В этой области скапливается большое количество бактерий. Визуально сложно выявить этот кариес, поэтому за помощью пациенты чаще всего обращаются уже после перехода патологии в прикорневую часть зуба.
  • Пришеечный. Поражение характеризуется тем, что очаг находится в зоне, где зубы контактируют с десной. Такой тип поражения опасен тем, что протекает без выраженных симптомов довольно долго, поэтому выявляется преимущественно уже в запущенной стадии. Сам пациент может ощутить резкую боль в нижней части зубной единицы, что является явным признаком этого заболевания.

Кариес можно различать не только по расположению, но и по глубине патологии:

• Самая минимальная – стадия пятна. Стоматолог убирает патологию, спасая зуб.
  • Поверхностная форма с разрушением из-за деминерализации зубной эмали.
  • Глубинный кариес, при котором происходят необратимые разрушения зуба, так как развивается кариозная микрофлора.

По видам анатомического расположения кариеса различают поражение эмали, дентина, цемента.

Сложности лечения зуба мудрости

При подготовке плана лечения врач использует методы диагностики, которые отличаются от диагностики остальных зубов. Основная проблема состоит в том, что не получается выявить заболевание на начальной стадии. Кариес обычно выявляется на средней стадии, либо уже на глубокой. У зуба мудрости есть такие анатомические особенности, что стоматолог не выполняет необходимые восстановительные и лечебные процедуры.

Сначала для устранения патологии проводится высверливание участка зуба, который поражен кариесом. Далее выполняется обработка полости зуба антисептиком, накладывается пломбировочный материал. На последнем этапе проводится восстановление анатомически правильной формы зуба. Процесс усложняется тем, что очаг патологии распространяется на корень, поэтому требуется помощь квалифицированного стоматолога с большим опытом.

Если отмечены признаки кариеса зуба мудрости, то проводится совокупность мероприятий по его диагностике с последующим устранением:

• Опрос пациента;
  • Осмотр зубной единицы;
  • Оценка степени чувствительности зуба.

Врач пользуется при осмотре специальным зеркалом, а чувствительность оценивается посредством пуговичного зонда.

Что лучше: удалять или лечить

При возникновении кариеса моляра впервые пациент обычно стремится решить проблему. Врач обычно применяет консервативный подход либо предлагает удаление зубной единицы. Решение об удалении принимается индивидуально, обязательно учитываются все нюансы. Зуб с кариесом рекомендуется лечить при частичном прикрытии десной. Данный фактор провоцирует постепенное разрушение зубной эмали. Если с противоположной стороны имеется антагонист в виде 3 моляра, то это дополнительный довод в пользу лечения.

Удалить зуб полностью могут в том случае, если:

• Зуб мудрости расположен горизонтально, что приводит к систематическим повреждениям тканей щеки.
  • Перикоронарит перешел в хроническую стадию, часто возникают рецидивы. Пациент жалуется на то, что в тканях десны возникают периодические воспаления, это становится явным сигналом для удаления восьмерки.
  • Отсутствуют или присутствуют 1 и 2 моляры рядом. Особенно важно это при намерении пациента выполнить протезирование зубов в будущем.
  • Не получается выполнить терапевтические мероприятия, чтобы восстановить повреждения эмали.
  • Имеются явные патологии ортодонтического профиля. При наличии признаков скрученности зубов правильным решением становится удаление зуба мудрости.

Когда встает вопрос о лечении зуба мудрости, то стоматологи делают упор на факторы, которые изложены выше, а также оценивают недостатки и преимущества различных подходов к лечению, сопоставляя их с конкретными случаями.

Преимущества и недостатки удаления зуба мудрости

У удаления зуба мудрости имеется несколько преимуществ:

• Очаг поражения ликвидируется полностью;
  • В будущем исчезает риск образования скрученности зубов;
  • Пациент не столкнется с дополнительными расходами на повторное лечение зуба;
  • Удаление моляра позволяет устранить причин болевых ощущений.

Имеются определенные недостатки у процедуры удаления, среди которых есть наиболее яркие явления:

• Иногда возникают какие-то непредвиденные сложности при удалении зуба мудрости и после процедуры;
  • При наличии в ротовой полости протезов удаление восьмерок можно привести к смещению конструкции.

Терапевтическое вмешательство – это особая тактика, которая имеет определенные преимущества:

• Если требуется провести протезирование, то удается сохранить дополнительную опору;
  • Заметно упрощается пережевывание пищи.

Лечение зуба мудрости в большинстве случаев становится целесообразным решением, однако есть недостатки у такой процедуры:

• Есть вероятность того, что случится рецидив кариеса.
  • Существенные денежные расходы на процедуру.

Если отсутствуют симптомы перикоронарита, а зуб мудрости занимает правильное место и имеет нормальное положение, то врачи стараются сделать все, чтобы сохранить его. Этому помогает метод очистки кариозной  полости, фиксация герметичной пломбы.

Если нет необходимых условий, то происходит удаление зуба мудрости. Такое вмешательство представляет собой хирургическую операцию, которая проводится с введением местной анестезии.

Отзывы о стоматологии MGClinic в Москве