Кариес корня зуба - что это, лечение, диагностика

Кариес корня зуба

Кариес корня зуба — это один из разрушающих патологических процессов, характеризующихся разрушением твердых тканей корневой зоны зубной единицы. Заболевание иногда протекает без симптомов или проявляется в форме косметического дефекта, может вызывать болезненные ощущения при приеме пищи, гигиенических процедурах. Можно подумать о наличии кариозного поражения корня еще на стадии терапевтического осмотра полости рта, при этом для его подтверждения используется инструментальная диагностика, термические пробы. В качестве базовых методов лечения можно назвать пломбирование очага кариеса, реминерализация зуба.

Особенности и причины патологии

Такое заболевание, как кариес зубов, встречается у людей по всему миру, поэтому затрагивает все слои населения, до 80-98% заболевших. Кариес корня находится в тесной корреляции с возрастом: от 4% от встречается у пациентов до 30 лет, до 50% у пациентов старше 65 лет. Обычно поражает людей, у которых нарушено зубодесневое прикрепление – пациентов, страдающих от поражений пародонта, пожилых лиц, у которых активно развивается атрофия ткани кости. Кариес цемента чаще поражает моляры. Исследователям удалось выявить три базовых условиях, которые стали провокаторами возникновения очага кариеса в области зубного корня – патология развивается исключительно при их совокупном воздействии. Самостоятельно ни одна из причин не вызывает патологические изменения:
  • Кариесогенная микрофлора. В ротовой полости есть много бактерий. Определенные виды продуцируют из углеводов, поставляемых с пищей, органические кислоты, вызывающие деминерализацию цемента. Из-за этого он становится более проницаемым, поэтому образуется очаг кариеса.
  • Употребление в пищу простых углеводов. Сахароза – это наиболее кариесогенный элемент, а поставляется она их сахара-рафинада. Ее расщепляют бактерии, которые синтезируют кислоту и глюкан – особое вещество, которое участвует в формировании налета. Фруктоза и крахмал – это тоже опасные углеводы.
  • Снижение кариесрезистентности. При этом процессе снижается степень сопротивляемости зубных тканей и организма к возникновению кариозных процессов. Вызвать такие состояния могут различные причины: снижение содержания кальция в структуре тканей корней зубов, недостаток слюны, вредные привычки и прочее. Это сопровождается снижением прочности дентина и цемента, нарушением процесса естественной очистки зубов слюной.

Если имеются предрасполагающие факторы, то увеличивается вероятность того, что начнется развитие патологии. У людей старше 60 лет растет риск кариозного поражения, так как костная ткань атрофируется, а корни зубных единиц обнажаются. Часто от корневого кариеса страдают лица, у которых есть пародонтоз, пародонтит, десневая рецессия, что сопровождается нарушением зубодесневого прикрепления. Повышается опасность при несоблюдении правил гигиены полости рта, ухудшении местного иммунитета слизистых.

Патогенез

Если человек потребляет пищу, в которой содержится сахароза или иные кариесогенные углеводы, то такие компоненты ферментируются микрофлорой зубного налета, что приводит к образованию органических кислот: молочной, муравьиной, пировиноградной. Из-за этого на зубной поверхности нарушается кислотно-щелочное равновесие, особенно в пришеечной зоне. Если есть обнажение корня, то цемент оказывается под агрессивным действием кислот, проникающих в него, диссоцирующих там, приводя к деминерализации.

Далее заболевание прогрессирует, поражает дентин, что приводит к формированию кариозной полости. Часто ее заполняют микроорганизмы, остатки пищи, элементы ротовой жидкости и разрушенных частей зубов. Дентин, который выстилает стенки дефекта, утрачивает свои свойства, инфицируется, после чего его глубинные слои превращаются в интактную ткань.

Классификация

Корень зуба содержит в своей центральной части корневой канал, в котором есть сосуды и нервы. Его окружает дентин, покрытый цементом снаружи. Эти ткани состоят из органических соединений и минеральных солей в различных соотношениях, поэтому могут подвергаться кариозным процессам. От глубины поражения зависит форма кариеса корня, которая выделяется терапевтической стоматологией:

• Начальная. Цемент разрушен частично, но сохранена граница с дентином. На поверхности корня иногда возникает темное или коричневое пятно.
  • Поверхностная. Происходит разрушение цементно-дентинного соединения, образуются неглубокие дефекты, которые окружены верхним слоем дентина. Полость имеет глубину не более 0,5 мм.
  • Глубокая. При такой форме процесс распространен на глубину более 0,5 мм. От пульпарной камеры кариозную полость отделяет только тонкий слой дентина.

Симптомы и осложнения

Иногда процесс протекает без симптомов, особенно это характерно для начальной стадии, но может вызывать боли при чистке зубов щеткой, приеме соленой, кислой или сладкой пищи, проходящие довольно быстро после того, как раздражитель будет устранен. Неприятные ощущения могут спровоцировать холодные или горячие продукты питания. При возникновении патологического очага в форме локального потемнения цемента в зоне губной поверхности передних зубов пациент жалуется на то, что эстетика улыбки стала неудовлетворительной. Часто пятно почти сливается с корневой поверхностью или скрывается под зубным камнем или налетом.

Если процесс достиг цементно-дентинного соединения, проник в поверхностные слои дентина, а полость стала глубже, заполнилась погибшими тканями, то в ней застревает еда или зубная нить. Химические, механические или температурные факторы могут провоцировать кратковременную боль. При поражении кариесом слоев дентина, которые граничат с полостью зуба, чаще всего боль появляется при приеме холодной или горячей пищи. В остальных проявлениях глубокая форма кариеса имеет схожую симптоматику с таковой на предыдущих стадиях.

Если кариес корня не лечить, то процесс достигнет полости зуба, после чего возникнет пульпит. Болевые ощущения при этом могут оказаться настолько невыносимы, что не получится больше откладывать поход к врачу. Если пульпитную боль перетерпеть, то она самостоятельно исчезнет, что является свидетельством хронизации процесса. Далее инфекция спровоцирует воспаление соединительной ткани в связке зуба – периодонтит. При несвоевременном обращении за помощью врача можно столкнуться с разрушением кости и утратой зуба.

Диагностика

Стоматолог-терапевт на осмотре выявляет наличие кариеса зубного корня. Диагноз ставится поэтапно на первом приеме в клинике. При осмотре обязательно выясняются жалобы пациента: наличие болевых ощущений, характер проблемы, сопровождающие обстоятельства. В качестве дополнения могут использоваться исследования и тесты.

• Зондирование зуба. Для исследования зубного ряда используется острый зон стоматологическое зеркало. Если имеется быстропрогрессирующее кариозное поражение, то врач отмечает его кожистую или мягкую консистенцию, острые, неровные края. На стадии ремиссии патологический очаг обычно имеет гладкую, твердую, блестящую поверхность с плотными, ровными краями.
  • Температурные пробы. Отличить глубокий кариес зубного корня от пульпита можно с помощью холодной воды и разогретого воска. Обращают внимание на то, как долго пациент ощущает боль: если неприятные ощущения исчезают сразу после устранения раздражителя, то обычно диагностируется кариозное поражение.
  • Электроодонтометрия. Особым прибором определяется состояние пульпы зуба в соответствии от того, какую реакцию она дает на электроток определенной силы. Если возник кариес корня, то зубная ткань демонстрирует чувствительность к силе тока в пределах 2-6 мкА, при пульпите показатель составляет 20-90 мкА. Значение более 100 мкА является основанием для подозрения на гибель пульпы с развитием периодонтита.
  • Рентгенологическое исследование. Делается внутриротовой прицельный снимок одного-двух или более зубов. Он хорошо демонстрирует визуализацию глубины и размеров очага, что позволяет провести оценку целостности границы дентина с цементом. Расстояние от дна полости с кариесом до пульпарной камеры рассматривается особо внимательно.

Лечение

При разработке схемы лечения учитывается стадия и скорость развития кариозного процесса, число зубов, которые оказались поражены. Обязательно учесть состояние всей полости рта, наличие у пациента каких-то сопутствующих патологических процессов. Современные методики, которые сейчас используются для лечения корневого кариеса, предполагают выполнение:

• Реминерализирующей терапии. Данный способ используется в качестве единственного метода исключительно на ранней стадии поражения. Зубной цемент оказывается под воздействием общих или местных препаратов, в составе которых есть много фтора и кальция, стабилизирующих или устраняющих очаг деминерализации. В качестве вспомогательной терапии она показана при быстропрогрессирующем кариесе, когда большое количество зубов за короткий промежуток времени оказываются пораженными.
  • Препарирование, пломбирование. При повреждении цементно-дентинной границы требуется раскрыть кариозный очаг под местной анестезией, провести обработку бором. Далее в сформированную полость помещается пломба. В современных лечебных учреждениях чаще всего используются материалы для пломбирования на базе полимеров – светоотверждаемые композиты.

Больному могут порекомендовать посещение пародонтолога и хирурга, чтобы закрыть обнаженный корень лоскутом десны, пролечить заболевания пародонта. При наличии защиты цемента тканью десны у углеводов и бактерий будет намного меньше шансов проникнуть к поверхности. Пациенту могут порекомендовать визит к эндокринологу или гастроэнтерологу, так как эндокринные нарушения и заболевания ЖКТ способны стать причиной кариозного поражения.

Профилактика и прогнозы

Если кариес зуба пролечен правильно, то обычно дается благоприятный прогноз. Но часто вокруг запломбированной полости формируется вторичный кариозный процесс, который сопряжен с состоянием здоровья пациента, а также того, как он следит за гигиеной ротовой полости. Сейчас активно разрабатываются новые материалы для пломбирования, способные предупредить рецидив заболевания навсегда.

Чтобы интактные и запломбированные зубы сохранялись здоровыми на много лет, рекомендуется регулярно пользоваться зубной нитью, ежедневно по два раза чистить зубы, обязательно полоскать рот щелочной водой после приемов пищи, особенно, после сладких фруктов и кондитерских продуктов. На протяжении 5-10 минут после еды можно пользоваться жевательной резинкой при отсутствии противопоказаний.

Отзывы о стоматологии MGClinic в Москве