Фиссурный кариес — особенности лечения, диагностики и профилактики

Фиссурный кариес зубов

Фиссурный кариес представляет собой поражение зубных тканей, которое сконцентрировано в фиссурах – ямках на жевательной поверхности единиц. Клиническая картина с заметным прогрессом: в центральной зоне единицы эмаль становится темной, пигментируется, возникает болезненность и сильная чувствительность. Для диагностики заболевания используется визуальный осмотр, фиссуротомия, рентгенография и лазерная флюоресценция. Начальная стадия лечится посредством фторирования и герметизации фиссур, но есть прогресс значительный, то выполняется пломбирование с вкладками.

Особенности

Фиссурный (окклюзионный) кариес представляет собой одну из наиболее распространенных форм заболевания, она самая ранняя из всех. Максимальный процент пациентов, которые обращаются к врачу с кариесом фиссур — это дети с молочным прикусом. Патология у взрослых выявляется не так часто. За последние годы отмечается, что распространение этого вида кариеса заметно увеличилось, а на 10-14 году жизни пациента оно переходит в сложную форму.

Причина развития заболевания состоит в том, что отмечается прогрессирующая деминерализация твердых тканей зубных единиц под действием кислот органического происхождения. Формированию кариеса способствует сочетание нескольких факторов: быстрых углеводов, кариесогенной флоры, времени и малой сопротивляемости покрытия зубной эмали.

кариес

Выделяется несколько причин, по которым активируется кариозное поражение:

• Ошибки при уходе за ротовой полостью. Остатки пищи спапливаются во рту, поэтому на зубах появляется налет, служащий для грибков и бактерий оптимальной средой обитания. Болезнетворные организмы в процессе жизнедеятельности наносят вред эмали, деминерализируя ее. Микробы без препятствий поражают зубы, провоцируя фиссурный кариес.
  • рН околозубной среды меняется. Если кислотность жидкости во рту нормальная, то кальций и фтор в ее составе находятся в балансе с гидроксиапатитом – базовым компонентов дентины, зубного цемента и эмали. При падении показателя кислотности ионы водорода начинают реагировать с группой фосфатов – образуют ортофосфаты, которые способствуют вымыванию минералов из тканей.
  • Сложная структура фиссур. Если фиссурные щели имеют форму полипов или капель, то это способствует тому, что внутри полостей сохраняются пищевые остатки. Так как не удается полноценно очистить зубы, формируется налет. Малый уровень минерализации и самозащиты фиссур приводит к тому, что активируется процесс инфицирования.

Патогенез

Налет образуется из микроорганизмов, прилегающих к зубной пелликуле максимально плотно. Постепенно там накапливаются продукты жизнедеятельности микроорганизмов, минеральные соли, поэтому формируется бляшка. При критично низком pH стартует процесс разрушения эмали. Процесс образования органических кислот продолжается, поэтому ускоряется темп деминерализации, увеличиваются промежутки между кристаллами призм эмали. Все это становится причиной повышения пропускной способности эмали. Увеличенная проницаемость слоя эмали угнетает барьерные функции, поэтому болезнетворные организмы проникают в межпризменное пространство, где очаг кариозного поражения и формируется.

Классификация

Кариес классифицируется по нескольким признакам. Это позволяет быстрее выбрать подходящую терапевтическую методику для конкретного клинического случая. Базовой по отношению к фиссурному кариесу становится клиническая классификация, выделяющая 4 стадии развития заболевания:

• Начальная. Фиссуры темнеют. Поверхностные слои страдают от деминерализации.
  • Поверхностная. Отмечается поражение кариесом в форме пигментации эмали. Патологии локализованы в поверхностном слое.
  • Средняя. Поражением кариесом углубляется в дентин. Пациент страдает от болезненных ощущений.
  • Глубокая. Очаг инфекции разрушает дентин, достигая мягких тканей. Возникают осложнения.

Симптомы

Заболевание имеет прогрессирующую симптоматику. Сначала эмаль в определенной локации приобретает слегка темный оттенок. Далее можно видеть пигментацию фиссур. У человека возникают болезненные ощущения при приеме холодной или горячей пищи. Прогрессирование приводит к тому, что в центре единицы локализуется краткосрочная боль при потреблении «провокаторов» (соленых, кислых либо сладких продуктов).

Поражение кариесом проявляется болью при проникновении механического раздражителя на центральную часть пораженной единицы. Далее инфекция проникает в ткани внутри единицы. Пациент может отмечать продолжительную боль, которая есть даже без раздражителя. Обычно она пульсирующая или ноющая.

симптомы кариеса

Диагностика

Для диагностики фиссурного кариеса нужно обратиться к стоматологу-терапевту. Закрытые фиссуры не позволяют заметить патологию на раннем этапе развития. В каждом отдельном случае специалист решает, какие диагностические методы он должен применить. Обычно актуальны:

• Визуальный осмотр. Врач констатирует факт присутствия кариозных изменений. Зондирование позволяет определить глубину полости поражения, болезненность, плотность поврежденных тканей.
  • Рентгенография. При развитии закрытого кариеса фиссур можно визуализировать участки с кариесом посредством прицельной рентгенограммы. Методика обеспечивает обнаружение обширных областей поражения при развитии глубинного и среднего кариеса, оценку состояния периодонта.
  • Фиссуротомия. Это дополнительная диагностическая методика, необходимая для определения тяжести поражений. Эмаль спиливается на 1,1 мм, не более, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз, а также принять решение о том, какой терапевтический план будет использоваться в дальнейшем.
  • Лазерная флюоресценция. Методика позволяет выявить очаг поражения по изменению оптической плотности твердых зубных тканей.

Дифференциальная диагностика фиссурного кариеса проводится на стадии пятна. Есть сходство у заболевания с начальной стадией течения флюороза и гипоплазии эмали. Обычно при кариесе есть одиночное пятно, находящееся на жевательной поверхности зуба.

Лечение

На начальной стадии патологии актуально применение консервативной терапии. Лечение в этом случае ориентировано на повышение прочности эмали, минимизации ее уязвимости атакам бактерий. Если кариес проник в область дентина, то требуется радикальная терапия. Это могут быть такие методы:

• Фторирование эмали. Проводится на начальной стадии заболевания, когда потемнение эмали не слишком заметное. Поверхность зуба очищается от мягкого налета и минерализованных частиц, полируется и сушится. Далее на нее наносится запечатывающая паста. 2-4 раза в год процедура повторяется.
  • Запечатывание фиссур. Используется неинвазивный или инвазивный герметичный способ.
  • Пломбирование и установка вкладок. Пломба устанавливается после того, как будет введено обезболивание, а поражения удалены посредством фиссурного бора. Промбировочный материал закладывается в полость после очистки. Если поражена пульпа, то удаляется нерв, полость вычищается, каналы пломбируются, закладывается композитный состав. Микропротезы или вкладки используются при значительном разрушении единицы для того, чтобы восстановить функциональность и эстетику зубного ряда.
  • Лечение без сверления. Это актуально при начальной или средней степени поражения.

Прогноз и профилактика

Обычно прогнозы после лечения этого вида кариеса благоприятные: если процедура была качественной и своевременной, то можно избежать дальнейшего развития патологии, появления каких-то осложнений, полностью исключить риск рецидивов.

Профилактические меры по отношению к данной патологии сводятся к тому, что пациенту рекомендовано соблюдать гигиену полости рта, потреблять достаточный объем микроэлементов, минералов, витаминов с пищей, посещению стоматолога раз в полгода или чаще. Иногда можно предупредить развитие патологии, если проводить процедуры по укреплению эмали зубов: нанесения фиссурного герметика или фторирования.

Отзывы о стоматологии